В Варшаве открылся фестиваль российского кино. Более сотни картин покажут в тридцати городах Польши. Какие фильмы привезли и что зрители увидели на открытии?

«Пионеры-герои» — фильм Натальи Кудряшовой о последнем поколении советских пионеров, которые вынуждены жить в эпоху крушения больших идеалов, понятен польскому зрителю. В кинозале — большинство тех, кто вырос в социалистической Польше и сам повязывал галстук, собираясь в школу .

Эта картина открывает ретроспективу игровых, документальных, мультипликационных фильмов, привезенных в Польшу на фестиваль российского кино. В кассах варшавских кинотеатров выстроились очереди.

Зрительница Анна заранее решила приобрести билеты на конкурсные фильмы. Любимые советские картины называет «душевными» и признается, что с удовольствием смотрит современное российское кино. «В России кино другое, не как европейское, не как кино США. Не техника, а душа человека», — говорит она.

Для многих фестиваль – это знакомство с современной Россией, возможность вспомнить русский язык, который раньше преподавали в польских школах. Анна и Даша, студентки и в столичном вузе, изучают русскую филологию. Узнав о фестивале, они сразу записались в волонтеры. Девушки с готовностью рассказывают зрителям о предстоящих показах.

Впервые фестиваль российского кино начал свою работу в польской столице еще 9 лет назад . Тогда он назывался «Спутник над Варшавой». Со временем кинофорум расширил свою географию и получил название «Спутник над Польшей». Теперь фильмы, привезенные из России, показывают по всей стране. После Варшавы их увидит Краков, Гданьск, Вроцлав и еще полсотни разных польских городов.

В конкурсной программе этого года — 15 киноновинок. Алексей Федорченко привезет в Варшаву отмеченный двумя призами на Кинотавре фильм «Ангелы революции». Василий Сигарев — комедию «Страна Оз».

Иван Вырыпаев сам представит зрителю новую драму «Спасение». Ее главная героиня – католическая монахиня из Польши — после 25 летнего затворничества покидает монастырь и впервые выезжает в другую страну. Ей предстоит открыть для себя новый мир, иную культуру и абсолютно другую религию.

Некоторые фильмы посвящены актуальным проблемам современного мира – национализму и теме миграции. В их числе – «Побег из Москвабада» Дарьи Полторацкой, «Норвег» Алены Званцовой , «Ч/Б» Евгения Шелякина.

Директор фестиваля Малгожата Шляговска–Скульска с детства влюблена в наше кино: актер Владимир Коренев в роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» покорил ее сердце. Она привозит в Польшу новые и уже популярные российские фильмы.

В этом году в честь 70-летия Победы зрителей ждут «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Единичка» Кирилла Белевича. Кино, уверена Малгожата, помогает полякам и русским оставаться открытыми друг для друга вопреки политической конъюнктуре.

«Это зеркало души из России, — говорит Малгожата Шляговска–Скульска. — А когда мы смотрим в это зеркало, то видим себя. У нас такие же проблемы, как у вас, ничего не изменилось. На западе не все будут понимать эти проблемы, а мы друзья, как нам не понимать друг друга».

Почетный гость фестиваля Александр Сокуров планирует совместную российско-польскую картину. Деталей режиссер пока не раскрывает, но признается, что это давняя мечта. Анджей Вайда — один из тех, с кем Сокуров рад был бы работать. Кино режиссер называет такой сферой, в которой нужно действовать уже сейчас, чтобы лет через пять получить результат. Сокуров уверен: оно поможет разрушить стену отчуждения между Польшей и Россией, возникшую в последние годы.

«Кино, конечно, самое простое из культурных явлений, и с помощью кино эти стены пробивать проще всего, — считает режиссер. — Трудно с литературой, музыкой, живописью, с другими видами культуры, а с кино — просто. Но нужно взаимное понимание и нужно, чтобы Россия представляла на этих фестивалях не коммерцию, а что-то очень важное. Насколько я могу судить, сегодня в представлении поляков Россия ассоциируется с большой культурой».

Документальная драма Александра Сокурова «Франкофония» открывает фестиваль. Оккупированный нацистами Париж и заколоченные в ящики сокровища Лувра… Но фильм — не только о музее и попытках спасти его ценности. Он и об особой миссии искусства, которое всегда выше и важнее идеологий.

Источник: vesti.ru